Почему мы мешаем своим детям творить?

Все мамы знают, что творчество — это полезно, и это аксиома. Полезно для развития всевозможных навыков, способностей и умений. А раннее творчество полезно вдвойне. Поэтому мы, сознательные мамы, изучаем методики раннего развития, которые рассказывают, в каком возрасте и как именно лучше начать.

Почему мы мешаем своим детям творить?

Или же просто берем малыша и сажаем его перед чистым листом бумаги и разноцветными баночками красок. Даем в руки кусочек пластилина. Показываем, как набрать кисточкой краску и нанести на бумагу, как размять пластилин.

А еще все (или почти все) мамы знают, что с этого момента нужно предоставить малышу определенную свободу действий. Ведь творчество — для того, чтоб творить, а не следовать предписаниям, не так ли? В теории все прозрачно. А на практике?

Процесс и результат

На практике большинство из нас чрезмерно бдительны. И это мешает ребенку почувствовать свободу уже в ту минуту, когда он делает первый шаг в освоении новой задачи. Малыш лезет в заветную баночку пальчиками, размазывает краску по лицу и бумаге. А то и вообще не приступает к рисованию, окуная кисточку в краску и тут же смывая ее — чтоб посмотреть, какого цвета станет вода в баночке.

На этом этапе мама обычно забирает у малыша кисточку и показывает, как «надо» и как «правильно». Это в лучшем случае. В худшем же — начинает ругать чадо за проявления своеволия, испачканные руки и стол. Ведь держать кисточку нужно правильно (а не зажимать в кулачке), краски набирать немножко, а рисовать — аккуратно. И вообще — солнце зеленым не бывает.

Почему так происходит? Нам важно научить ребенка рисовать. Так уж мы, взрослые, устроены: нам нужен результат. А результат — симпатичный рисунок, который можно показывать знакомым со словами «Это наша Катя нарисовала» и слышать возгласы одобрения и умиления.

Да, нам нужен результат. Но кроха об этом не знает, как и о существовании изобразительного искусства и возможности чьей-то оценки его творений. Ребенка интересует процесс — то, что происходит здесь и сейчас. Его интересует, что получится, если:

— погрузить кисточку в краску целиком;
— размазать краску пальчиком;
— смешать этот цвет с вот этим;
— вылить все краски на стол и растереть ладошками…

Но вернемся к первому абзацу: действительно ли цель занятий творчеством — вырастить из крохи профессионального художника, научить его работать с материалом? Когда говорят о пользе детского творчества, подразумевается совсем другое…

Маленький властелин судьбы

Через процесс творчества малыш должен приобрести навыки общения с миром, научиться самовыражению. И что еще важно — творчество дает безграничные возможности для манипулирования материей и пространством. Да-да, безграничные — если, конечно, родители не создадут эти границы.

Отсюда вопрос: почему мы создаем границы? Ответ: потому что для нас их создает общество. Наше сознание уже «испорчено» штампами и понятием нормы. Но сознание малыша — это белоснежный лист, на котором он своими пальчиками ставит первые отпечатки своего «я».

Принимая решение, как поступить с чистым листом бумаги, ребенок учится принимать решения вообще, искать нестандартные подходы. Дети порой удивляют нас, взрослых, свежим взглядом или неожиданным видением привычных вещей.

Творчество — это процесс закладки «создателя» в ребенке. Не столько создателя шедевров искусства, сколько создателя, хозяина своей судьбы. Именно сейчас у малыша закладывается отношение к жизни: будет ли он подстраиваться под события и обстоятельства или будет их активно создавать.

Внушая ребенку, что творить нужно «только так и не иначе», мы навязываем ему реактивный способ мышления, учим быть заложником обстоятельств. Тогда как все успешные люди мыслят проактивно.

Больше, чем лужа краски

Есть и более приближенные по времени цели творчества — приятное времяпрепровождение в компании родителей. Но если проявление креативности малыша будет ограничено строгими рамками, у него может остаться плохое впечатление от первого знакомства с красками и пластилином.

Как результат — может исчезнуть желание заниматься творчеством, и вся польза от занятий, кроме умения делать «правильно», сойдет на нет. Но что есть «правильно» и «нормально»?

Все нормы навязаны культурой, в которой мы живем. Мы с вами уже являемся носителями этой культуры, ребенок же только начинает ее познавать и обладает большей свободой в плане самовыражения. Поэтому нам тоже есть чему поучиться у малыша.

Поднимитесь с ребенком над нормой, попробуйте мыслить, как он, и увидите безграничные возможности творчества. Вполне возможно, вы тоже начнете получать удовольствие от спонтанности процесса, чего вряд ли стоит ожидать от запланированного рисования солнышек, цветочков и ёлочек по стандартной схеме.

А последствия творческих экспериментов… можно прибрать вместе с ребенком, точно так же — играючи. В конце концов, истинная польза от таких занятий перекроет собой любую лужу краски на полу.

Источник

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

*

code