Воспитание детей в XXI веке

Привет XXI век! Век вопросов, ответов и сложнейшего выбора пути.

Сегодня мы с вами возьмемся определить и понять важнейшие вопросы, проблемы воспитания человека, и найти пути к их решению.

Воспитание ребёнка – не простой процесс. Многие родители задаются вопросами:

  • Как воспитать ребенка?
  • Какой путь для этого выбирать?
  • Что делать, чтобы из нашего ребенка вырос хороший человек?
  • Как оградить ребенка от негативных жизненных путей?
  • Как контролировать ребенка, при этом, не ущемляя его свободу и права?

К сожалению, большинство родителей задаются этими вопросами не своевременно, первоначально неверно выбранный подход к воспитанию, или противоречивое сочетание различных приемов воздействия, зачастую приводит к поведенческим проблемам детей.

Воспитание детей в XXI веке

Сегодня, многие родители стремятся к демократии, некоторые же принимают авторитарную позицию в воспитании ребенка. Особенно часто данный момент перевоплощается в проблему, если Отец и Мать ребенка расходятся во мнении. Или же наоборот, когда оба родителя с одной позиции могут переусердствовать.

Одни мамы, которые стремятся проявить мягкость, в то время как отец — жесткость, или иначе. Мать, обожая своего ребенка, опасается его баловать, а отец стремится дать свободу и балует ребенка, не считаясь с мнением и взглядами на данный вопрос супруги. Так же как и совместное принятие категоричной позиции, может негативно сказаться на процессе развития ребенка.

Повсеместная строгость, способна вызвать у ребенка ощущение тирании со стороны родителей, следствием может стать замкнутость или же наоборот протест на все, что его окружает. Так и вседозволенность может привести к печальным последствиям в жизни, особенно в тот момент, когда ребенок начнет переходить в самостоятельную жизнь.

Процесс воспитания чрезвычайно многогранен. В этом вопросе важно найти баланс между свободой будущей личности, и пониманием ее границ.

Возрастные особенности и социализация

Существует ряд этапов возрастного развития ребенка:

  • Внутриутробный этап
  • Младенчество (до года)
  • Ранний детский этап (от года до трех лет)
  • Дошкольный возраст (от трех до семи лет)
  • Младшая школа (от семи до двенадцати лет)
  •  Старшая школа или подростковый этап (от двенадцати до шестнадцати лет)
  • Рассмотрим каждый из этапов подробнее

    Внутриутробное развитие ребенка

    Воспитание детей в XXI веке

    На данном этапе у ребенка закладывается фундамент психики и отношения к окружающему миру. Уже на четырнадцатой неделе развития плода, он уже запоминает и отличает тембр голоса мамы, и начинает отличать его от остальных, уже в этот период ребенок начинает воспринимать окружающих, перенимая эмоциональный фон матери при появлении отца, остальных родных и знакомых.

    Младенчество

    Этот этап можно разделить на два периода: новорождённый (до полугода) и грудничковый.
    Новорождённый легко уязвимый и не защищен от внешней среды. В этот период важно правильно и внимательно ухаживать за ребенком, создавать комфортную окружающую среду и удобства.

    После полугода ребенок активно изучает окружающий мир, учится поднимать голову, ползать, переворачиваться, сидеть. Ребенок воспринимает и изучает мир через тактильные ощущения, стремится все потрогать и попробовать.

    С полугода ребенок проявляет интерес к цветам. Так же формируется осознание пространства. Взаимоприменяемости предметов друг к другу.

    Ранний возраст

    На данном этапе зарождается социальное взаимодействие с окружающими. Именно здесь проявляется начало стремления к независимости от родителей и самостоятельности. Уже в этот период ребенок способен отличать «можно» и «нельзя», а так же учится прогнозировать последствия действий и ситуаций. К трем годам, ребенок уже начинает осознавать себя как личность.

    Воспитание детей в XXI веке

    В период с двух с половиной до трех лет, зачастую проявляется «кризис трех лет». Он проявляется по-разному, здесь большинство детей экспериментируют с поведением. В основном это касается добычи желаемого результата любыми методами. Негатив, упрямство, агрессия…

    Наступает время, когда ребенок начинает твердо строить причинно-следственные связи. Например, если ребенок попробовал устроить истерику в магазине и в итоге получил то, что хотел, в сознании ребенка устойчиво закрепляется понимание того, что этот метод сработал, и переубедить в дальнейшем его будет очень сложно.

    Дети в этом возрасте стремятся, чтобы их действия и поступки были одобрены родителями.
    Очень важный момент в этом этапе, развитие речи и мышления.

    Игры – основная, уникальная особенность в этот период. Посредством игры ребенок учится познавать и моделировать этот мир, отношения с людьми, поведение в различных жизненных ситуациях.

    Сложнейший вопрос воспитания ребенка порождает проблема детских страхов. Зачастую родителям кажется, что неприятности связанные со страхами детей легко проходят. По этому, им не уделяют должного внимания. В то время, как дети зачастую испытывают серьезные страхи, что может вызвать проблему!

    Простая боязнь темноты способна перерасти в серьезное нервное расстройство или психологическое заболевание. Необходимо понимать, что, к детским страхам следует подходить дифференцировано, выяснять причины, работать с ними учитывая серьезность восприятия ребенком того или иного фактора.

    Дошкольный период

    Воспитание детей в XXI веке


    На этом этапе развития ребенка, закладываются и развиваются личностные качества характера человека, формируются механизмы и формы поведения. Проявляется стремление подражания авторитетам, кумирам.

    В такой период вы можете сколько угодно много, объяснять ребенку, что кричать нельзя, но при этом сами на него накричите или в его присутствии будете кричать на супруга или кого-либо ещё, ребенок однозначно примет ваши слова как глупость, ведь вы сами делаете это. У ребенка активно развивается речь и отношения с ровесниками.

    Так же именно в этот период следует уделить серьезное внимание к развитию психических процессов, таких как: память, мышление, внимание, усидчивость, воображение. В этом периоде формируется понимание ответственности. Проявляется способность делать логические выводы из собственных наблюдений.

    К шести годам возможен новый кризис. У ребенка ускоряется рост, происходит изменение пропорций тела, растут постоянные зубы, изменяется поведение. Чаще всего преобладает демонстративная форма выражения. Резкие перепады настроения, проявление манер. В такой период ребенку очень важно внимание со стороны окружающих и первым делом родителей, часто занятые родители способны вызвать депрессивное состояние у ребенка в такой период.

    Младшая школа

    Воспитание детей в XXI веке

    В этом периоде ребенок делает первый и самый важный шаг в самостоятельную жизнь, родители частично теряют авторитет, так как впервые появляется новый наставник, который приходит им на помощь, это учитель.

    Ребенок учится самостоятельно планировать и прогнозировать свою деятельность, распределять время, принимает новые социальные нормы и правила, активно развивает интеллект.

    Этот период чаще всего протекает достаточно спокойно, у ребенка происходит социализация, прививаются нормы поведения, порядок правил, определение социального типа.

    Старшая школа (подростковый этап)

    Воспитание детей в XXI веке

    Этот этап, один из самых сложных, происходит переход из детской жизни во взрослую. Ребенок проходит для себя долгий и сложный путь в собственном развитии. Появляются внутренние конфликты, внешние разногласия, скрытое мышление, и становление личности.

    Подростковый период очень бурный этап жизни ребенка, он стремится быть взрослым, но зачастую факты жизни развивают в нем чувство возрастной неполноценности. Ребенок, исходя из окружения, складывает нравственные идеалы и мировоззрения. Формируется самосознание, самооценка, критика, в этот период ребенок начинает изучать больше не окружающий мир, а самого себя, свое отношение к окружению.

    Происходит этап полового созревания, меняется гормональный фон, что вызывает частые перепады настроения, эмоциональные взрывы. Часто возникают конфликты, как со сверстниками, так и с взрослыми.

    Главная трудность на этом этапе, это сложность оценки и понимания взрослой жизни, подросток стремится получить права взрослого, но при этом чаще всего отторгает ответственность и обязанности.
    Не зря этот период называют «трудным», «опасным», «переходным». Поэтому остановимся на нем более детально.

    Воспитание детей в XXI веке

    На дворе XXI век, подросткам доступны технологии, СМИ, социальные сети, что сильно влияет на их развитие, бесконтрольный поток информации как полезной, так и негативной, в одном котелке с нестабильной подростковой психикой могут породить поистине взрывоопасную смесь!

    В этот период развития ребенок отторгает попытки контроля, но при этом требует к себе определенного внимания и заботы! Очень важно найти тонкую грань взаимоотношением с «взрослым ребенком». Лучший способ не потерять связь с подростком, но и не сбить его с самостоятельного пути к взрослению, это стать другом, соратником, оказать поддержку в любых начинаниях, в этот период аргумент, что вы взрослый, а он ребенок уже не работает, ведь ваш ребенок уже уверен, что он взрослый!

    Поэтому направлять жизненный путь вашего ребенка наставлениями, скорее всего уже не получится. Действенней будет помочь переработать информацию вместе, и позволить ему сделать собственные выводы. При этом пускать на самотек такой период взросления ни в коем случае нельзя! В этом случае современный, сложный социум, может сыграть роль всадника апокалипсиса в жизни вашего потомка!

    Все родители желают добиться успеха в воспитании ребенка, чтобы как итог, жизнь ребенка была счастливой и успешной. Чтобы семья следующего поколения была удачной, любящей, и счастливой. Но счастье, успех и благополучие – это не случайность или удача. Все это первым делом зависит от того, какие морально-этические нормы заложили родители в фундамент формирования личности.

    Сегодня уже мало кто спорит с важностью вопроса о половом воспитании ребенка. Но в то же время, все стоят перед вопросом: когда начать и как это сделать?

    Половое воспитание, важная составляющая нравственного воспитания личности, оно призвано содействовать формированию в сознании ребенка будущей роли родителя или супруга. В данном вопросе главное, определить момент возраста и готовности ребенка понимать, ту или иную информацию.

    Главное! Нельзя забывать, что каждый человек в нашем с вами мире – это индивидуальная личность, и уникален он уже с рождения. Каждый этап развития проходит по-своему, у кого то раньше, у кого то позже. В одном этапе вопреки статистике может пройти без кризиса, при этом в следующем может случится иначе.

    Не существует строгого алгоритма формирования личности, и четкого понимания, что будет в голове ребенка завтра. Важно не упустить тонкую грань связи с ребенком, которая граничит с излишним контролем с одной стороны и беспризорностью с другой.

    Источник


    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    *

    code